Перефразируя цитату с Сауз Парк «Это уже было в Симпсонах», что бы вы ни придумали, об этом уже есть статья в Google, но раньше теории заговора и вторжения инопланетян не соперничали в ТОП выдачи с авторитетными источниками, но теперь правила изменились.


Алгоритм поиска Google претерпел серьезных изменений в течении последних лет, введя новый фактор ранжирования — CTR страницы в результатах поисковой выдачи (коэффициент кликабельности).

В результате чего, фейковые новости стали все чаще занимать ТОП позиции по сравнению с более качественными сайтами. Проблема стало настолько острой, что вероятность, что Google предложит почитать фейковые новости намного выше, чем попасть на авторитетный и достоверный источник.

Распространенное заблуждение, что основным агрегатором распространение поддельных новостей является Facebook. И хотя Facebook действительно испытывает серьезные проблемы с качеством и достоверностью новостей, но, во-первых, его контент публикуется самими пользователями и по этому его вряд ли стоит упрекать в отсутствии объективности, а во-вторых, алгоритм ранжирования Google не учитывает сигналы с социальных сетей.

Joost De Valk, основатель компании Yoast которая работает с The Guardian, сообщил: «Все оптимизаторы согласны, что в алгоритм ранжирования был включен показатель «относительный рейтинг кликабельности (CTR)».

Например, на странице 10 результатов, на каждый из которых ожидается определенный CTR в зависимости от позиции, и если ваша страница находиться на 5 месте и получает больше кликов, чем расчетный показатель для этой позиции, ее перемещают на более высокую позицию. Поэтому теперь Google может поставить на первую позицию сайт сомнительного содержания, но с высоким показателем кликабельности за счет ШОК контента.

SEO консультант Риши Лакхани сказал: «Google не любит признавать, но он использует CTR при ранжировании сайтов, и как показывают успешные кейсы, броский, завлекательный  и другой «ШОК»контент, может значительно увеличить количество кликов, тем самым продвинув страницу ближе к ТОП позициям».

Неудачный побочный эффект от желания угодить пользователям заключается в том, что сигналы пользовательского поведения часто продвигают не авторитетные сайта, а заведомо не достоверные источники информации в ТОП.

Раньше поисковый алгоритм Google в большей степени опирался на авторитет страницы, и на авторитетные входящие ссылки на эту страницу. Ранее если на определенную страницу ссылается Оксфордский университет в своей статье, то Google оценивал эту страницу довольно высоко в результатах поиска. Теперь, поисковый рейтинг страницы может быть увеличен, только на основе высокой кликабальности в результатах поиска, даже если на страницу не ссылается ни один авторитетный источник.

Результатом этого изменения в поисковых алгоритмах стало то, что «удовлетворения пользователей» стала разменной монетой для тиражирования фейковых новостей. Теперь люди, которые верят в теорию заговора и которые ищут «доказательства» существования Лох-Несского чудовища, продвигают в ТОП страницы, которые вряд ли можно назвать научными и объективными.

Таким образом, даже спустя месяцы после того, как популярные фейковые истории опровергнуты, они все равно могут находиться в ТОП выдаче, опережая правдивое опровержение. Просто потому, что большинство людей чаще переходят на страницу, содержащую громкую (хоть и заведомо не верную) информацию.


Примеры
Обама подписал указ, запрещающий национальный гимн США, но он это не когда не делал…

Обама подписал указ, запрещающий национальный гимн США

Хиллари Клинтон продает оружие ИГИЛ, этого тоже не было…

Хиллари Клинтон продает оружие ИГИЛ

Если что-то резонирует с пользователями, то оно имеет больше шансов получить клики. Если страница находится на третей позиции в результатах поиска, но получает наибольшее количество кликов, то Google быстро передвинет ее на # 1 … Google не проверяет факты при работе своих алгоритмов.

Google никогда не объясняет, как работает его алгоритм в полной мере, но представитель компании сказал:
«Когда кто-то вводит запрос в поиск, он хочет ответ, а не триллионы страниц информации для самостоятельно поиска. Алгоритмы представляют собой компьютерные программы, которые ищут подсказки, чтобы дать именно то, что хотят пользователи. В зависимости от запроса, могут существовать тысячи, если не миллионы, страниц с нужной информацией, главная задача Google показать именно те страницы, которые с большей вероятностью ответят на вопрос пользователя. Алгоритм – это компьютерные процессы и формулы, которые принимают ваши вопросы и ищут наиболее вероятный ответ. На сегодняшний день алгоритм Google учитываете более 200 уникальных сигналов, которые дают возможность показывать, наиболее релевантный ответ на запрос пользователя».

Ларри Ким, основатель компании WordStream, отслеживает изменения в работе поисковых алгоритмов Google с октября 2015 года, когда Google ввел RankBrain (систему искусственного интеллекта, созданной на базе алгоритмов машинного обучения) в список переменных алгоритма поиска.

Ларри абсолютно уверен, что именно RankBrain, стал главной причиной популяризации фейковых новостей, ведь это самое большое изменение в алгоритме за последний год.

Rankbrain в настоящее время является третьей из наиболее важных переменных в алгоритме поиска Google

Greg Corrado, старший научный сотрудник Google

RankBrain призван помочь Google делать более разумные предположения по ежедневным поисковых запросам, с которыми Google никогда раньше не сталкивался, а это около 15% от общего количества поисковых запросов. RankBrain учитывает предыдущее поведение пользователей и историю подобных поисков, в попытке предложить правильный ответ.

Причина, почему был запущен RankBrain, это уязвимость от чрезмерного влияния внешних ссылок как фактора ранжирования.


В независимости что стало причинной высоких позиций фейковых новостей в Google, но недостоверные новости вышли с своего крошечного уголка интернета и теперь на равных занимают ТОП позиции с реальными новостями и это уже имеет реальные последствия в мире — такие как история «Pizzagate», когда человек прочитав фейковую новость, о том, что Хиллари Клинтон занимается торговлей детьми в местном ресторане, после чего пошел вызволять детей с оружием и устроил стрельбу в нем.